Заполните форму

Неэффективность антибиотиков увеличивается: Что делать?

mini_0.jpg

Эксперты из разных стран в последнее время много говорят о том, что с каждым годом все больше увеличивается неэффективность антибиотиков. Фармацевтические компании не хотят вкладывать деньги в создание новых антибиотиков. Что же будет дальше?

Майкл Кинч, директор американского Центра по исследованию инноваций в бизнесе, в своей статье в журнале Drug Discovery Today считает, что созданием новых антибиотиков должны заняться некоммерческие лаборатории и научные центры университетов и институтов.

В 2003 году в США врачи использовали 113 антибиотиков, а к 2013 году их число сократилось до 96. Эти «чудо препараты» уходят с рынка по нескольким причинам – они становятся неэффективными, они слишком токсичны, они получают новые версии.

Фармацевтическим компаниям не выгодно вкладывать деньги в создание новых антибиотиков, хотя раньше они это успешно делали. Так, например, компания Pfizer разработала в свое время 40 антибиотиков из тех 155 препаратов, которые продавались и продаются сейчас в США. Другие американские фармгиганты, такие, как Eli Lilly, AstraZeneca и Bristol-Myers Squibb тоже больше не разрабатывают антибиотики. Вместо них этим занимаются небольшие компании, такие, как, например, созданная в 1992 году Cubist Pharmaceuticals.

По словам Кинча, даже количество доступных сейчас антибиотиков в США сильно преувеличено. Почему? Дело в том, что некоторые из них были созданы для «узкого» применения (например, для лечения сибирской язвы в случае химической атаки).

Причин, почему фармгиганты не хотят разрабатывать новые антибиотики, несколько. Одна из них – срок действия патента (20 лет). Т.е. новые медпрепараты имеют защиту в 20 лет. Однако, на клинические испытания требуется в среднем 11 лет. Только потом препарат получает одобрение разрешительных органов. Это значит, что у компании есть только 9 лет, чтобы получать прибыль со своего нового препарата.

Если же новый препарат является антибиотиком, то дело возвращения потраченных денег на его разработку, не говоря уже о прибыли, еще более усложняется. Так произошло, например, с ванкомицином. Этот препарат врачи уже давно используют в качестве «последнего довода» при лечении инфекций нижних дыхательных путей или мягких тканей и кожи. Перед ним врачи предпочитают использовать другие антибиотики. Компания, создавшая в свое время ванкомицин, до сих пор не смогла вернуть себе деньги, потраченные на его разработку.

Что делать?

Недавно при ООН по инициативе института Institute for Life Sciences Collaboration была создана рабочая группа, задачей которой является обсуждение новых методов партнерских отношений с фармацевтическими компаниями и способов финансирования борьбы с устойчивостью к антибиотикам.

Сейчас правительства разных стран стали предлагать научным лабораториям и институтам денежные «призы» для разработки новых антибиотиков, чтобы их потом продавали фармгигантам за минимальные деньги. Так, например, Великобритания предложила приз «Longitude Prize 2014» в размере 10 млн. фунтов стерлингов той лаборатории, которая придумает экспресс-тест для определения правильных антибиотиков, необходимых для лечения той или иной болезни.

В свою очередь «Общество инфекционных заболеваний Америки» запустило недавно программу «10 x 20», согласно которой к 2020 году должно быть создано 10 новых антибиотиков.

Таким образом, с устойчивостью к антибиотикам предполагается бороться путем разработок новых препаратов. Причем, эти разработки должны вести некоммерческие организации за счет средств, выделяемых правительствами разных стран. К чему это приведет – станет понятно уже в ближайшие годы.