Заполните форму

Почему фармгиганты перестали разрабатывать новые антидепрессанты?

Большинство людей в какой-то момент своей жизни испытывают депрессию, причем чаще всего она касается женщин. Для лечения депрессии используют антидепрессанты (врачи также рекомендуют физические упражнения, отдых и т.д.). Однако, в последние годы фармацевтические компании практически перестали разрабатывать новые антидепрессанты. Почему?

Все современные антидепрессанты созданы в рамках т.н. «гипотезы моноаминов», согласно которой депрессия вызвана нехваткой серотонина и норадреналина в головном мозге (синдром дефицита моноаминов – СДМ). Антидепрессанты как раз и предназначены, чтобы увеличивать в головном мозге уровень этих веществ.

whybigpharma.jpg

Первое поколение антидепрессантов было разработано в 1950-х годах, а второе – в 1980-х годах. Когда такие лекарственные средства, как, например, «Прозак» и «Сероксат», появились в продаже, они были провозглашены «чудо-препаратами», имеющими уникальные свойства по борьбе с депрессией. Кстати, «Прозак» был создан в 1977 году, но в продаже появился только в 1991 году.

С тех пор прошло примерно 30 лет, и эти препараты уже устарели. Их патент закончился, и у врачей есть обоснованные сомнения в их эффективности. Некоторые специалисты утверждают, что эти препараты приносят больше вреда, чем пользы.

Несмотря на большие инвестиции, которые ранее фармацевтические компании вкладывали в разработку новых антидепрессантов, их третье поколение так и не было создано. Приходится констатировать, что ученые никогда не могли эффективно выявлять новые антидепрессанты, т.к. за последние 60 лет они только смогли снизить их побочные эффекты.

К середине 2000-х годов основные игроки глобального фармацевтического рынка, а также государственные и некоммерческие фонды, институты и организации прекратили инвестиции в разработку новых видов антидепрессантов.

В 2010 году такие фармацевтические гиганты, как GSK, AstraZeneca, Pfizer, Merck и Sanofi официально объявили, что они полностью перестали вести работы по созданию новых препаратов для лечения депрессии. Это значит, что в ближайшие десятилетия вряд ли появятся новые антидепрессанты.

Тем не менее, существует настоятельная необходимость в новых препаратах для лечения депрессии, тревоги, стресса. Поэтому фармацевтические компании должны понять, почему их постигли неудачи в создании новых антидепрессантов.

Некоторые ученые полагают, что изначально при создании антидепрессантов была допущена ошибка. На самом деле «гипотеза моноаминов», согласно которой депрессия вызвана нехваткой серотонина и норадреналина в головном мозге, не верна, а ошибочна. Нет клинических доказательств, что депрессия связана с низким уровнем моноаминов. Поэтому методы обнаружения новых препаратов для лечения депрессия, строящиеся вокруг «гипотезы моноаминов», тоже ошибочны.

Существует гипотеза, что депрессия связана с третьим желудочком головного мозга. Желудочки головного мозга представляют собой полости в головном мозге, наполненные спинномозговой жидкостью. При депрессии третий желудочек увеличен, а в крови наблюдается повышенное количество цитокинов, белков, синтезируемых главным образом клетками иммунной системы.

Впервые эта гипотеза была обнародована в 2010 году, как раз тогда, когда фармгиганты отказались от разработки новых антидепрессантов. Поэтому на нее никто не обратил внимание. Однако, некоторые эксперты полагают, что на ее основе можно было бы создать новое поколение препаратов для лечения депрессии.

Дать стимул для разработки новых антидепрессантов могут сейчас только государственные структуры, а также различные фонды. Вряд ли стоит ожидать, что фармгиганты решат инвестировать средства в проекты, коммерческая выгода от которых находится под большим сомнением.