Заполните форму

Новые российские антикоррупционные законы затрудняют деятельность иностранных фармкомпаний

nk.jpg

Утверждённая в 2012 году правительством России, Стратегия 2020 нацелена на рост и развитие российской фарминдустрии. Стратегия включает меры по увеличению конкурентоспособности российской фарминдустрии и локализацию в России производств международных фармкомпаний.

Сейчас российский фармацевтический рынок сильно зависим от иностранных производителей и интеллектуальной собственности, однако, правительство России планирует в ближайшие 10 лет довести долю производимых в России лекарств из Списка жизненно важных лекарственных средств до 90%.

Одним из инструментов стратегии является предоставление произведённым в России препаратам приоритета при проведении закупок для системы здравоохранения. Таким образом, Стратегия 2020 создаёт и новые возможности и, в то же время, новые препятствия для успешного выступления международных фармкомпаний на российском рынке.

Фармкомпании, в свою очередь, пытаются оценить риски, связанные с переносом производства в Россию. Кроме этого, им также необходимо учитывать специальные требования новых российских антикоррупционных законов (согласно исследованию Ernst & Young, 77% иностранных производителей считают коррупцию одним из основных препятствий, ограничивающих их развитие в России).

Компании вынуждены тратить значительные средства на локализацию производства в России, вступая в партнёрские отношения с отечественными производителями, так как, в соответствии с планами российского правительства, произведённые за границей препараты не будут допущены к государственным тендерам, если два или более аналога производятся в России или Белоруссии. Это особенно важно в свете того, что снабжение государственных клиник препаратами проходит в большинстве случаев регулируется новым федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Сразу несколько российских федеральных законов касаются фармацевтической индустрии. Это, в том числе, Закон об обращении лекарственных средств, Закон об основных принципах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Иностранные компании, ведущие дела в России, жалуются, что принятые законы и процедуры, зачастую, крайне обременительны. Например, Закон об обращении лекарственных средств регулирует процесс регистрации медицинских препаратов, и он является довольно сложным. У иностранных компаний беспокойство вызывает и регулировка государством цен на препараты, включённые в Список жизненно важных лекарственных средств, так как она заключает в себе преференции в пользу отечественных производителей.

Более того, закон предписывает каждому региону определять собственный Список жизненно важных лекарственных средств, который будет использоваться в новых планах по возмещению затрат, таким образом, децентрализуя систему здравоохранения России.

С момента вступления в силу этого закона компаниям необходимо рассматривать каждый регион по-отдельности, добиваясь включения своих препаратов в Списки жизненно важных лекарственных средств. Учитывая, что таких списков в России теперь более 80 – свой в каждом регионе, то прохождение всех бюрократических процедур становится неподъёмной задачей. В результате, международные компании вынуждены прибегать к помощи агентов вместо использования собственных дистрибьюторских подразделений. Как следствие, им придётся выделять больше ресурсов для контроля работы посредников, ведь о рисках работы с российскими посредниками и третьими лицами известно давно. Фармкомпаниям рекомендуется самостоятельно контролировать взаимодействия посредников с работниками системы здравоохранения, так как в американском Законе о запрете подкупа за границей (FCPA) они рассматриваются как государственные чиновники.

C принятием в 2012 году Закона об основных принципах охраны здоровья граждан в Российской Федерации были наложены ограничения на взаимодействие работников сферы здравоохранения с фармкомпаниями. По этому закону, им запрещено принимать подарки от фармкомпаний, и многие другие контакты также были сильно ограничены. Теперь компаниям рекомендуется пересмотреть набор своих маркетинговых инструментов, чтобы они находились в рамках этих ограничений.

Вдобавок, к перечисленным выше законам, регулирующим фармацевтическое производство в России, фармкомпании также должны подчиняться недавно вступившему в силу антикоррупционному закону. В январе 2013 Россия внесла поправки в федеральный закон о противодействии коррупции, включи в него статью 13.3 и установив новые, ещё более строгие, стандарты для всех сфер предпринимательства.

Это связано с тем, что Россия ратифицировала Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятой Организацией экономического сотрудничества и развития. После ратификации потребовалось привести законы страны в соответствие со стандартами, установленными конвенцией. Например, подобно FCPA, Федеральный закон о противодействии коррупции, принятый в 2008, требует, чтобы компании внедряли специальные системы делопроизводства для предотвращения фальсификации бухгалтерской документации.

Российский Верховный суд также выпустил Постановление о судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях, содержащее рекомендации для судей. В частности, упомянутое постановление подчёркивает отличия между российскими и западными антикоррупционными законами в том, как они трактуют выплаты, сделанные третьим лицам по требованию чиновников. В России такие выплаты не считаются дачей взятки, если чиновник не получает при этом материальной выгоды.

Этот нюанс ставит перед иностранными компаниями, которые также должны следовать также и FCPA, и Закону о взяточничестве Соединённого Королевства, некоторую дилемму. Представьте ситуацию, в которой глава государственной клиники, считающийся в FCPA и Закону о взяточничестве Соединённого Королевства госслужащим, просит американскую фармкомпанию сделать взнос в благотворительный фонд. Хотя по российскому антикоррупционному закону, эта просьба абсолютно легально, если он не получает от этого материальной выгоды, удовлетворение её будет нарушением соответствующих законов США и Соединённого Королевства.

Некоторые другие отличия в российском законе включают уголовную ответственность для обоих сторон, дающей и получающей взятку, а также для посредников. В то же время, он не предоставляет достаточной защиты компаниям, имеющим собственные внутренние антикоррупционные правила, хотя их наличие активно поддерживается российским правительством.

Удовлетворение всех антикоррупционных законов становится со временем более сложным по мере того, как всё больше стран принимают свои собственные законы в этой сфере, и число конфликтов, связанных с их противоречивыми требованиями, будет только возрастать.